Яндекс.Метрика

Алексей Михайлович Жемчужников

Алексей Михайлович Жемчужников

Алексей Михайлович Жемчужников родился 22 ( по другим данным 23 ) февраля 1821 года в местечке Почеп Черниговской губернии. В 1822 году семья Жемчужниковых переехала в родовое имение — деревню Павловку Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его — Михаил Николаевич Жемчужников — вначале был военным, затем крупным чиновником, сенатором. Мать — Ольга Алексеевна, в девичестве Перовская, принадлежала к известному роду Разумовских-Перовских, который дал крупных политических деятелей, писателей. Ее брат Алексей Алексеевич Перовский известен как писатель Антоний Погорельский, сын ее сестры — Алексей Константинович Толстой. К этому же роду принадлежала Софья Перовская.

Детство и отрочество Алексея прошли на деревенском просторе, при матери. Затем он учится в Первой санкт-петербургской гимназии и поступает в Училище правоведения. Он не знал военной муштры, которую в полной мере испытали на себе его братья — Лев, Владимир и Михаил, определенные после смерти матери в Первый кадетский корпус. Один из братьев, Михаил, умер перед самым выпуском из корпуса, не выдержав его сурового режима.

Совсем иная атмосфера была в Училище правоведения, где будущий поэт учился с 1835 со 1841 год. Преподаватели развивали в своих питомцах художественный вкус, поощряли творчество. В Училище выходил рукописный журнал, в котором принимал участие и Алексей Жемчужников. Достаточно вольные умонастроения, царившие в тот период среди части преподавателей и учеников, безусловно, благотворнейшим образом сказались на выработке идейной позиции будущего поэта.

Козьма Прутков

После окончания Училища Жемчужников состоял на службе в департаменте Сената, в Государственной канцелярии. Именно в это время он, вместе с родными братьями Владимиром и Александром, двоюродным братом А. К. Толстым создаёт образ Козьмы Пруткова, директора Пробирной Палатки, ставший одной из бессмертных литературных масок. Козьма Прутков затмил славой своих создателей. В литературе трудно назвать случай, когда бы литературный псевдоним воспринимался как реальная личность, обрел прочную самостоятельность. Первые произведения за подписью Козьмы Путкова появились в «Современнике» в 1854 году. Это были эпиграммы, басни, афоризмы. И пошли вскоре гулять по свету плоды прутковских раздумий, написанные как литературные шутки.

Афоризмы К. Пруткова давно вошли в нашу речь, многие из них употребляются в качестве пословиц:
Никто не обнимет необъятного.
Смотри в корень!
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Лучше скажи мало, но хорошо.

В 1858 году, в 37 лет Алексей Михайлович, имевший все возможности сделать блестящую карьеру, увольняется со службы.

По выходе в отставку Алексей Михайлович переезжает из Петербурга в Калугу, где жила его сестра Анна, ставшая к тому времени женой калужского губернатора и соученика Жемчужникова по Училищу правоведения В. А. Арцимовича. Калужский период своей жизни поэт впоследствии назовет «светлым праздником». С Виктором Арцимовичем — весьма либеральным губернатором — Жемчужников был близок по взглядам. Но дело не только в этом. Россия жила в преддверии надвигающихся реформ, решения крестьянского вопроса. И этот, главный тогда, русский вопрос в Калуге вместе с Жемчужниковым обсуждали жившие там декабристы К. П. Оболенский, Г. С. Батеньков, П. Н. Свистунов, С. Н. Кашкин. Круг людей в высшей степени замечательный. Чего стоит один Гавриил Степанович Батеньков, тридцать лет просидевший в одиночном заключении, человек, до глубокой старости сохранивший чистоту и ясность мысли, не растерявший свободолюбивых идеалов молодости, поэт, предвосхитивший искания поэзии XX века.

Когда Батеньков умер, Алексей Михайлович писал своей жене: «Я узнал о смерти Гавриила Степановича Батенькова. Мне очень грустно и как-то не верится, чтобы эта колоссальная сильная личность, так много думавшая и страдавшая, перестала жить…» Очевидно, декабрист оказал серьезное воздействие на поэта.

В год смерти Батенькова (1861) Жемчужникову исполнилось 42 года. За плечами у него был и шумный успех сочинений Козьмы Пруткова, и публикации собственных произведений в «Современнике», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике». Публикации не очень частые, но все-таки достаточные для того, чтобы составить имя в литературных кругах, чтобы и после десятилетнего затем молчания его еще помнили, считались с его мнением. Жемчужников не печатается с 1859 по 1869 год и почти не пишет в это время. Не присоединившись ни к одному из литературных направлений, строго оценивая свое дарование, он считает свой поэтический голос слишком слабым на фоне сильно звучащих голосов Некрасова и Фета.

Вплоть до отъезда в 1863 году за границу Жемчужников живет то в Калуге, то в Москве. Этот период его жизни освящен не только дружбой с близкими по духу людьми, но и семейным счастьем. Его жена Елизавета Дьякова происходила из семьи, связанной дружескими узами с Л. Н. Толстым, к которому поэт до конца дней своих испытывал глубокое уважение. Но не минует Жемчужниковых и горечь утраты, умирает их маленький сын. За границей Алексею Михайловичу будет суждено пережить болезнь и смерть горячо любимой жены (1875).

Жемчужников живет в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Старается быть вблизи курортов. Иногда наезжает в Россию, тоска по которой отчетлива в его стихах и письмах того времени. Впрочем, поэт, как всегда, чересчур строг к себе. Такие его стихотворения, как «Современные песни», напечатанные Некрасовым в IV томе «Отечественных записок» за 1870 год, свидетельствуют о глубоком знании и чувствовании происходящего в России. Он выписывал различные русские газеты и журналы, получал письма от родных и друзей, в том числе от Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Знание ситуации в России, конечно, не могло не удерживать Жемчужникова от возвращения домой после смерти жены. Однако в 1884 году он возвращается. Год был не из лучших: только что закрыли «Отечественные записки», обрушились новые репрессии на народовольцев. Тяжелая общественная ситуация вызывала у него горячее чувство протеста. Именно с этого времени начинается активный период в творчестве Жемчужникова. Ему предстояло прожить еще почти четверть века, и все эти годы он пишет стихи, которые наконец приносят ему широкую известность. В это время Жемчужников активно участвует в литературно-общественной жизни. Он сближается со многими литераторами того времени, например, с крупным философом и поэтом Владимиром Соловьевым. В нем Жемчужников увидел родственного по духу поэта. Они во многом сходно относились к некоторым фигурам официальной России.

В 1900 году литературная общественность Москвы довольно широко отметила 50-летие литературной деятельности Жемчужникова. На юбилейном вечере историк литературы А. Н. Веселовский зачитал поздравительную телеграмму Л. Н. Толстого: «Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и благородной пятидесятилетней деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась».

После возвращения на родину поэт подолгу живет в провинции. В основном в Тамбове и в Тамбовской губернии, в имении Ильиновке М. А. Баратынского — мужа старшей своей дочери Ольги. Михаил Андреевич приходился родственником знаменитому поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому. Здесь в окружении родных, он находил покой, необходимый в преклонные лета. Поэту полюбилась природа Тамбовского края, он часто совершал пешие прогулки по полям, рощам, дубравам. Подолгу стоял он на крутом берегу Цны, любуясь заречными далями. В тихом провинциальном Тамбове семидесятилетнему А. М. Жемчужникову, по его собственному признанию «писалось более чем когда-либо в моей жизни». Здесь же он активно участвовал в культурной жизни края — выступал с лекциями о литературе в учебных заведениях города, читал произведения русских писателей для слушателей народных чтений. Умер поэт в Тамбове в 1908 году, в доме на Араповской улице (ныне улица М. Горького). К сожалению, дом не сохранился. В здании Тамбовского отделения Сбербанка России открыта комната-музей, а на здании мемориальная доска А. М. Жемчужникова. По завещанию похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Опубликовано:16.02.2021mkp

Алексей Михайлович Жемчужников: 1 комментарий

  1. В период 1859—1869 годов А. М. Жемчужников не печатался и почти не писал, как он объяснял впоследствии, опасаясь стать «подголоском» Н. А. Некрасова. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884 году, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892 году (в 2-х томах, с портретом автора и автобиографическим очерком) и была отмечена поощрительной пушкинской премией в 1893 году. В 1900 году, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был одним из первых (вместе с Толстым, Чеховым, Кони и другими) избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности . В 1871 году, живя за границей, им было написано стихотворение «Осенние журавли» («Здесь под небом чужим»). Положено на музыку в начале 1930-х годов. Автор музыки неизвестен. Одна из самых известных ностальгических песен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.